находился в Киеве. Основан в нач. XII в.
Точное время основания К. З. м. неизвестно. В мае 1093 г. упоминается церковь «у святого Михаила», где, собрав войска против половцев, военно-политический союз заключили Киевский вел. кн. Святополк (Михаил) Изяславич и черниговский кн. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 210). По мнению Я. Н. Щапова, речь могла идти о Михайловском соборе будущего К. З. м. (Щапов. 1989. С. 135). Однако вряд ли сбор войск проходил в верхней части города. Отсутствие упоминания в летописях о более статусном киевском во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-ре дает основание полагать, что в источнике говорилось о Михайловской ц. киевского Выдубицкого мужского монастыря, рядом с которым располагался княжеский Красный двор.
11 июля 1108 г. на средства правителя Киева был заложен каменный собор (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 283; Т. 2. Стб. 259), посвященный арх. Михаилу - небесному покровителю вел. кн. Святополка Изяславича. Позднее с зап. стороны к Михайловскому собору была пристроена круглая лестничная башня, а в 10-20-х гг. XII в.- небольшой храм-крещальня (Iвакiн Г. Храм-крещальня. 1997) - т. о., возможно, одной из целей создания К. З. м. было продолжение крещения городского и сельского населения Киева. В сер. XVII в. игум. Феодосий (Сафонович) считал, что на том месте ранее могло находиться языческое капище. В поздней традиции 1672 г., вслед за игум. Феодосием, и до нач. XXI в. основание собора ошибочно приписывалось Киевскому митр. Михаилу (см.: Феодосiй (Софонович). 1992. С. 68). Однако археологические раскопки не подтвердили эту версию. Михайловский собор, как и Десятинная церковь, был воздвигнут на месте древнего некрополя, где ранее производились погребения с сожжением (Каргер. 1958. С. 134, 162-163). Возможно, что его материальные остатки игум. Феодосий ошибочно принял за следы языческого капища.
Михайловский собор находился на территории совместного родового богомолья Изяславичей - киевского Димитриевского мон-ря, переданного в 1128 г. властям Киево-Печерского мон-ря, несмотря на имевшиеся по этому поводу протесты («с грехом великим и неправо»). Очевидно, князья Юрий и Вячеслав Ярославичи не смогли воспользоваться своим законным правом родового выкупа (Щапов. 1989. С. 136), и юж. часть Михайловской горы вместе с киевским Димитриевым мон-рем осталась во владении братии Киево-Печерской обители (Киево-Златоверхо-Михайловский мон-рь. 1889. С. 5-6; Iвакiн, Козюба. 2002). Впрочем, несмотря на это событие, по крайней мере треть обители, включая Михайловский собор - богомолье Святополчичей, сохранила церковную независимость. В летописном рассказе 1113 г. о погребении в Михайловском соборе его ктитора, Киевского вел. кн. Святополка Изяславича, не говорится о существовавшем при нем монастыре, но отмечается, что в связи со смертью правителя Киева его вдова раздала «много… богатьстьво монастыремъ, и попомъ и оубогымъ» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 275). Возможно, семья Святополчичей организовала вотчинный мон-рь при Михайловском соборе лишь после кончины его основателя и ктитора. При покровительстве турово-пинских князей Святополчичей мон-рь действовал по крайней мере вплоть до кон. XII в. В синодике К. З. м. читалась вечная память вел. кн. Святополку Изяславичу, его родителям и их «сродникы» (Де-Витте. 1903. Кн. 17. Вып. 1. С. 8). 8-10 марта 1169 г. и 2 янв. 1202 г., во время захвата Киева войсками рус. князей и союзных им половцев, были разграблены «манастыри все» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 354, 418-419). Очевидно, одной из пострадавших обителей был и К. З. м.
Согласно результатам археологических исследований, предположительно в посл. четв. XII в. в 30 м к северу от Михайловского собора вместо деревянных были построены из плинфы ворота с надвратной церковью, крыша к-рой была покрыта свинцом. Церковь украшали фрески. По мнению исследователей, «каменные ворота с надвратной церковью могли появиться в этой части города в связи со строительством или функционированием в северо-восточной части Михайловской горы Нового двора, упомянутого в летописи под 1194 и 1197 гг. Каменные ворота могли служить парадным въездом на территорию княжеского Нового двора со стороны монастыря» (Iвакiн, Козюба. 2009. С. 85-100).
В 1190 г. в Михайловском соборе был погребен кн. Святополк Юрьевич, а в 1195 г.- его младший брат Глеб Юрьевич, тело к-рого для захоронения специально привезли из Турова в Киев (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 665-666, 694). 3 мая 1230 г. здание надвратной церкви пострадало во время землетрясения. В связи с этим в нем были проведены реставрационные работы и поновлены фрески (Iвакiн, Козюба. 2009). Между тем 6 апр. 1231 г. игумен обители не упоминается среди наиболее видных настоятелей киевских мон-рей, участвовавших во главе с печерским архим. Акиндином в поставлении на Ростовскую кафедру еп. Кирилла I (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 456-457).
Согласно Лаврентьевской летописи 1377 г. (свод 1305 г.), во время штурма Киева монголы и их союзники «святую Софью разграбиша, и манастыри все, и иконы, и кресты честныя, и взя оузорочья церковная взяша, а люди от мала и до велика вся убиша мечем» (Там же. Вып. 3. Стб. 470). Разорение монголами К. З. м. произошло в самом конце обороны города, т. е. в нач. дек. 1240 г. Укрывавшиеся на его территории жители Киева успели зарыть в мон-ре богатые клады. Частично пострадали иконостас, фрески и мозаики Михайловского собора, в алтаре к-рого во время сильного мороза захватчики разожгли костер. По-видимому, тогда же монголами была уничтожена круглая лестничная башня К. З. м., внутри к-рой нет вещей, бытовавших в сер. XIII - нач. XVII в. Некоторое время захватчики жили в надвратной церкви, к-рую затем сожгли, из-за чего она разрушилась. Установление ордынского ига (1242-1480) прервало тесные связи Киева и его обителей с соседними рус. землями. В это время угасают отношения К. З. м. с его прежними ктиторами - Святополчичами, к-рые уже не могли восстановить и поддерживать материальное положение обители. В сер. XIII - 1-й пол. XIV в. братия на территории К. З. м., вероятно, не проживала; мн. постройки, включая кельи и ремесленные мастерские (ювелирное, стеклодувное и керамическое производство), были уничтожены во время пожара 1240 г. и не восстанавливались. В отличие от территории Киево-Печерского и Выдубицкого мон-рей в К. З. м. археологи редко обнаруживают предметы сер. XIII - нач. XVI в. (Каргер. 1958. С. 298-328, 352, 370-371, 386, 391-393, 416, 420, 422-423, 483, 492-498; Iвакiн, Козюба. 2009. С. 99).
В связи с тем что митр. Кирилл II в основном стал проживать в Сев.-Вост. Руси, лишь изредка посещая Киев, в городе и его сельской округе усилилось влияние братии Киево-Печерского мон-ря и возглавлявшего ее архимандрита. Особенно это проявилось в кон. 1-й четв. XIV в., когда турово-пинские князья потеряли политическую независимость и были вынуждены стать вассалами Литовского вел. кн. Гедимина. Его младший брат кн. Федор († после 1331) был правителем Киевской земли. Со 2-й пол. XIV в. источники свидетельствуют о подчиненности Киево-Печерскому мон-рю ряда киевских обителей. В сер. 50-х гг. XIV в. на связи братии К. З. м. с митр. свт. Алексием указывает известие синодика в Неделю Православия Успенского собора Московского Кремля. В нем среди лиц, убиенных от рук литовцев в правление вел. кн. Ольгерда между 1347 г. (казнью Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия) и 1368 г. (гибелью в бою московских воевод кн. Симеона Дмитриевича Стародубского, Дмитрия Минича и Иакинфа Федоровича Шубы), «вечная память» записана «Симеону Золотоверьхому новому мученику и исповеднику, убiенному за православную веру» (ДРВ. Ч. 6. С. 450). О подчинении К. З. м. властям Киево-Печерской обители известно из грамоты, относящейся ко времени правления Киевского митр. свт. Киприана (1375-1406). По-видимому, к этому периоду относится ремонт Михайловского собора и возникновение рядом с ним жилых и хозяйственных комплексов, к-рые археологи датируют XIV-XVI вв. Найденные здесь западноевроп. и ордынские монеты относятся к XV-XVIII вв. (Iвакiн Г. Iсторичний розвиток Києва. 1996. С. 130; Iвакiн, Козубовський, Козюба, Поляков. 1998).
Вкладная грамота от 21 нояб. 1398 г. свидетельствует, что в состав печерских соборных старцев входил игум. Стефан (Переломило) из «Святаго Михаила Златоверхого». Его статус среди старцев Киево-Печерского мон-ря не был высоким. Игум. Стефан занимал место ниже нек-рых из них, напр. монастырского ключника Нифонта (Грамоти XIV ст. 1974). По-видимому, в это время состав братии К. З. м. был незначителен, а игуменство в обители в большей степени могло иметь символическое значение. Подчиненное состояние К. З. м. властям Киево-Печерской обители отразилось в его синодике. В нем ранее главного ктитора К. З. м., вел. кн. Святополка Изяславича, читалась «вечная память» архимандритам и братии Печерского мон-ря, их родителям и родственникам (Де-Витте. 1903. Кн. 17. Вып. 1. С. 8). Летом 1416 г., когда темник Едигей совершил неожиданный набег на Киев, ордынцы сумели захватить его посад. К. З. м., находившийся за линией городских укреплений и подчинявшийся разоренной Едигеем Печерской обители (ПСРЛ. Т. 25. С. 242; Т. 40. С. 133), также мог быть захвачен и разграблен ордынцами.
История К. З. м. в правление Литовских вел. князей Свидригайло (Болеслава) Ольгердовича и Сигизмунда Кейстутовича, а также Киевских вел. князей Слуцких-Олельковичей малоизвестна. До 1470 г. на средства кнж. Ирины в Михайловском соборе был устроен каменный придел в честь Входа Господня в Иерусалим (Iвакiн Г. Iсторичний розвиток Києва. 1996. С. 130). После ликвидации верховной власти над Киевской землей потомков вел. кн. Владимира (Василия) Ольгердовича ктиторами обители вновь стали Ягеллоны, представителем к-рых в Киеве был назначаемый ими воевода. Сложившаяся ситуация привела к тому, что в посл. трети XV в. (после 1470/71?) права властей Печерского мон-ря на К. З. м. постепенно стали ограничиваться. Возможно, негативную роль сыграл захват Киева в нач. сент. 1482 г. войсками крымского хана Менгли-Гирея, когда было утрачено много документов из архива Киево-Печерского мон-ря. В кон. XV в. К. З. м. стал рассматриваться как типичное королевское держание, которое за службу с разрешения Ягеллонов, а также по их или своему усмотрению киевский воевода мог отдать любому лицу. По крайней мере в сер. 90-х гг. XV в. польск. кор. Казимир IV Ягеллончик считал, что К. З. м. «естъ наше поданье». Так, 27 июля 1496 г. вместо Иоанна (Смолянина), назначенного сюда киевским воеводой кн. Д. И. Путятичем-Друцким († 1505) уже без согласования с Киево-Печерским мон-рем, король передал права на К. З. м. своему кандидату - свящ. Гришке Григорьевичу Поповичу (Lietuvos Metrika. 2007. N 202. S. 147-148). Несмотря на обретение самостоятельного статуса, связи между обеими обителями продолжали сохраняться. Напр., в кон. 90-х гг. XV - нач. XVI в. настоятель К. З. м. игум. Илия был духовником печерской монашеской братии (Украïнськi грамоти XV ст. 1965. С. 31). Более того, в начале синодика К. З. м. отдельной строкой было записано редко встречающееся в синодиках др. киевских обителей поминание «архимандрито(в) Печерскыхъ, всехъ, еже о Х(рист)е з братиею, от(е)цъ и м(а)т(е)рей ихъ, вся родителя ихъ и сро(д)ники» (Де-Витте. 1903. Кн. 17. Вып. 1. С. 8).
В 1-й четв. XVI в. общежительный К. З. м. пользовался благосклонностью польск. кор. Сигизмунда I. В период настоятельства игум. Макария он «дал богомолью свою, храм святого Михаила на общину, на веки веком». Среди старинных владений К. З. м., принадлежавших ему до 1525 г., на р. Припяти были «звечные» церковные люди: Карповичи «дани дают 9 ведр меду», «Антоновичи дают 2 ведре меду», «з Масановича земле две ведре меду» и др. Обители принадлежало старинное «езовище» на р. Припяти и озеро «у Голубеевичох». Вблизи от обители его братия издревле владела полем «возле Борщовки», мельницей на р. Лыбеди («млын… звечный»), а на р. Днепре, «против Роздоров, на правой стороне», ей принадлежал «звечный» Михайловский остров «с озеры». Кор. Сигизмунд I Старый, способствуя укреплению имущественного положения обители, сделал в К. З. м. неск. земельных вкладов, в т. ч. «пашню за пробитым валом, по обею сторон дороги», «у Чорторыи озеро и с сеножатью», в Толстом лесу «селище Селивоновское, и с землею бортною и с пашнею, и со всими входы, што с старины прислухало к тому селищу; а дани с той земли идет две кади меду и ведро меду». Помимо этих владений власти К. З. м. на свои средства купили под Киевом неск. больших земельных наделов. Уже в это время нек-рые монастырские крестьяне в качестве повинности в пользу обители должны были делать плот, «монастырь городити, и кельи ставити» (АЗР. Т. 2. № 140. С. 167-168).
Большое внимание обители уделял и киевский воевода кн. К. И. Острожский, и др. православные магнаты, и шляхта (Мицик. Св. Костянтин Острозький. 2008). Среди них следует отметить представителей таких видных семей Юго-Зап. и Юж. Руси, как князья Белевские, Вишневецкие, Гольшанские, Друцкие, Дубровицкие, Корецкие, Мосальские, Одинцевичи, Олельковичи-Слуцкие, Полубенские, Пронские, Сангушки и Сокольские. Влиятельным вкладчиком обители был и близкий родственник правосл. магнатов Ходкевичей и известный организатор казачьей службы в Юж. Поднепровье (см. Запорожская Сечь) каневский и черкасский староста пан Евстафий Иванович Дашкевич († 1535), к-рый в нач. XVI в. нек-рое время служил в Москве, а также Феодора Сангушка, жена пана Богуша Михаила Боговитиновича († 1530). Среди видных боярских семей следует выделить Кмит, Скуминых, Тышкевичей и Хребтовичей, а также выходцев из Смоленска бояр Плюсковых и Ходыкиных. Среди киевлян вкладчиками были игумены и монахи как К. З. м., так и др. киевских обителей и церквей (напр., Печерского и Николо-Пустынского мон-рей, Борисоглебского храма, ц. Николы Десятинного). Из числа шляхты, духовенства и мещан «русьских» земель Литовского великого княжества - лица, проживавшие в таких городах, как Белая Церковь, Бобруйск, Брацлав (в Подолии), Бужск, Винница, Владимир-Волынский, Гомель, Друя, Дубно, Ковель, Коломыя, Корсунь, Лутава, Луцк, Львов, Любеч, Могилёв, Мстиславль, Овруч, Остёр, Речица, Рогачёв, Свислочь, Слуцк, Сокаль, Степань, Черкассы, Чернобыль и др. Т. о., основными центрами страны помимо Киева и Киевской земли, население к-рых активно поддерживало связи с К. З. м., в Юго-Зап. Руси были Подолия и Волынь, а в Белой Руси - Полесье и Посожье. При этом неск. раз вклады в обитель также делали казаки, в т. ч. из тех, кто проживали в Запорожской Сечи (Де-Витте. 1903. Кн. 17. Вып. 1. С. 8-32). Благодаря такой всесословной материальной поддержке вкладчиков в XVI - нач. XVII в. К. З. м. наряду с Киево-Печерским и Николо-Пустынским мон-рями стал одной из самых богатых духовных корпораций в Ср. Поднепровье.
В 1612 г. польск. кор. Сигизмунд III Ваза вопреки сложившейся традиции отдал К. З. м. и его имущество униат. митр. Ипатию Потею, к-рый должен был вступить во владельческие права после смерти настоятеля (1601-1618) игум. Иоасафа (Мировского). Однако этот королевский приказ не был выполнен из-за преждевременной смерти митрополита и сопротивления населения Киева и казаков, к-рые в 1618 г. поддержали нового настоятеля К. З. м. игум. Иова (Борецкого). В 1620 г. он был хиротонисан во митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. В годы настоятельства митр. Киевского Иова (Борецкого) К. З. м. стал митрополичьей резиденцией. При игум. Филофее (Казаревиче; † 1645) на средства Киевской митрополии и благодаря денежной «милости» царя Михаила Феодоровича в обители был проведен ряд реставрационных и строительных работ (Боплан. 2004. С. 147). По инициативе и на средства митр. Иова началось возведение колокольни, к-рую строил «каменщик Петро Нимец, обиватель киевский» (Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. С. 518-520). После смерти митр. Иова (Борецкого) на митрополичью кафедру был избран при активной поддержке казачества Исаия (Копинский). 29 окт. 1631 г. духовенство, собравшееся в обители, утвердило Киевским митрополитом Исаию (Копинского), а К. З. м. стал его резиденцией. После поставления на Киевскую кафедру свт. Петра (Могилы) митр. Исаия отказался покинуть К. З. м. Сторонники новопоставленного митрополита силой выдворили митр. Исаию из обители. При Киевском митр. Петре резиденция была перенесена в Софийский собор. Одновременно К. З. м. вошел в состав Софийской слободы В. Киева, управление которой осуществлялось непосредственно митр. Петром и его преемниками. С этого времени настоятелями К. З. м. несколько раз становились игумены др. киевских обителей, чаще всего Братского монастыря (напр., в XVII в. Иосиф (Кононович-Горбацкий; сподвижник митр. Петра (Могилы), один из душеприказчиков его завещания; возглавлял мон-рь в 1646-1650; † 1651), Варлаам (Ясинский), Мелетий (Дзик) и Сильвестр (Головчич), в XVIII в. Амвросий (Дубневич; † 1750), Сильвестр (Думницкий) и дважды - Варлаам (Миславский)). На территории К. З. м. находился митрополичий сад. В 1653 г., во время поездки в Москву на богомолье, в К. З. м. приезжал Антиохийский митр. Макарий III. По благословению митр. Киевского Сильвестра (Косова) в К. З. м. он получил частицу мощей вмц. Варвары.
В 1654 г. братия К. З. м. признала власть рус. царя Алексея Михайловича. Несмотря на противодействие митр. Сильвестра (Косова), тайного униата и сторонника польск. кор. Яна II Казимира, московские воеводы построили новый острог на территории В. Киева. Внутри укреплений оказалась часть территории К. З. м. В 1654 г. близкий к митрополиту игум. Феодосий (Василевич) в своем челобитье просил царя Алексея Михайловича о подтверждении обители ее прежних пожалований. Но в том же году настоятель К. З. м. бежал из города в Литовское великое княжество, где под опекой магнатов Радзивиллов стал архимандритом в слуцком Троицком монастыре. В 1655 г. вместо него настоятелем К. З. м. стал Феодосий (Сафонович; † 1672). В возникавших время от времени конфликтах игум. Феодосий, как и ряд др. настоятелей, выступал обычно вместе с киево-печерским архим. Иннокентием (Гизелем). Однако в позиции игум. Феодосия были и свои особенности. Лояльный по отношению к рус. властям, что позднее нашло отражение в написанной им «Хронике», тем не менее он не ездил в Москву и не направлял туда посольств. Лишь летом 1665 г. в К. З. м. наряду с др. киевскими обителями была послана царская «милостыня». В кон. 60-х гг. XVII в.- 1672 г. в отсутствие митрополичьего местоблюстителя Лазаря (Барановича), находившегося в Новгороде-Северском, игум. Феодосий ведал от его имени церковными делами в Киеве. В 1672 г. вместе с архим. Иннокентием он просил царя Алексея Михайловича о защите Киева от военной угрозы со стороны тур. войск. В 1679 г., во время русско-тур. войны, Киев был вновь укреплен: новый земляной вал насыпали от Золотых ворот до юж. угла территории К. З. м.
В нач. XVII в. К. З. м. владел в Киеве почти всей южной частью Старого города, Дворцовой частью вдоль Крещатика и т. н. Введенской нивой. На окраине города, за Пробитым валом, находилось имение Кудрявцы с монастырскими пашнями. Рядом с городом, на Ориновской земле и на Девич-горе, обитель владела ок. 75 дес. земли и мельницей. К. З. м. принадлежали богатые рыбной ловлей и сенокосом острова на Днепре Церковный, Обрубной и озера с р. Половицей, лесные владения Селивонщина, Золоктаевская земля в Толстом лесу, Лысковщина, имения Глевацкое (Глеваха), Ветянское (Вета, ныне Вита-Почтовая) и Юровка, Борщаговка.
В 1654 г. активную поддержку К. З. м. оказывал гетман Б. М. Хмельницкий, пожаловавший братии богатые имения в Левобережной Украине, в т. ч. с. Выгуровщина, со «ставами, сеножатми, озерами, полями и иншими всеми акциденциями», запретив казакам, чтобы «жебы в жадные наименьше провента не встручали ане жадными шинками не бывали» (к кон. XVII в. мон-рь значительно увеличил имение Выгуровщина, скупив соседние участки земли). Но оставшиеся в Правобережной Украине на территории Речи Посполитой владения К. З. м. после заключения Андрусовского перемирия в 1667 г. постепенно были отданы польск. шляхте. К кон. XVII в. в собственности обители находилось ок. 70 дворов в Глевахе, 2 двора на хуторе Вета, 25 дворов в Соколовке, Даниловке и Драновке, 6 дворов в Юровке, 5 дворов в Борщаговке, 18 дворов в Жерновке, 16 дворов в Заборье; в окрестностях Киева - сёла Даниловка, Крюковщина, Заборье, Княжичи, Блиставица, мельница на р. Красной. В 1708 г. еп. Переяславский Захария (Корнилович) основал Онуфриевский Даниловский Липянский (Липлянский) скит на землях Даниловки и Заборья. К мон-рю была приписана и Красногорская Троицкая пуст. (Киево-Златоверхо-Михайловский мон-рь. 1889. С. 63, 64, 119-129).
Во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. крупные земельные приобретения экономически укрепили положение обители. Гетманы не только подтверждали прежние владения, но и дарили К. З. м. новые земли. Так, гетман И. И. Скоропадский передал мон-рю сёла Боденьки и Крехаев на р. Десне. Здесь же К. З. м. приобрел мельницу, двор с пекарней и «винницей». На пожертвования мон-рь купил мельницу в Переяславе, 11 дворов с полями, озерами, 2 мельницами в г. Остре. Среди щедрых благотворительниц упоминается Мария Гамалия, в нач. XVIII в. завещавшая с. Хрули (ныне Лохвицкого р-на Полтавской обл.) с 25 крестьянами, 2 мельницами на р. Суле, «дворцом», «винницею», хуторами Ведкаловка и Деркаловка, лесами и садами. Ее сын Иван пожаловал мон-рю с. Бодавка.
До нач. XVIII в. все постройки К. З. м., кроме собора, оставались деревянными. На плане Киева Ивана Ушакова 1695 г. (Алферова, Харламов. 1982) в зап. части монастырской территории изображены деревянные 2-ярусная колокольня и кельи, ограда.
На средства генерального судьи Михаила Вуяхевича с сев. стороны к Михайловскому собору был пристроен каменный низкий придел во имя вмц. Варвары и перестроены купола. Улучшение благосостояния К. З. м. позволило в 50-х гг. XVII в. отремонтировать Михайловский собор: вместо деревянной укрепить железную кровлю, на средства гетмана Хмельницкого главный купол покрыть медью и позолотить. В 1718 г. на средства гетмана Скоропадского был сооружен резной 5-ярусный иконостас Михайловского собора, один из богатейших в Киеве.
В 1746 (?) г. архим. Сильвестр IV (Думинский (Думневич)) доносил митр. Киевскому Рафаилу (Заборовскому), что Михайловская ц. обветшала и «во многих местах поразседалася». Назначенная митрополитом комиссия обнаружила, что в алтарной стене образовалась щель, «от горнего места до арки, при которой стоит иконостас»; стены, отделяющие храм от приделов, «наклонились», в них также образовались большие щели. Купол раскололся на 4 части и грозил обрушением; в зап. своде и зап. куполах тоже зияли щели и трещины. Фундаменты приделов, заложенные при 1-й кладке «мелко», осели; новые стены приделов отошли от стен главного храма как на восток, так и на запад. Во временно запечатанном храме были устроены контрфорсы у сев., зап. и юж. стен, по 4 с каждой стороны, перестроены своды древнего храма и купол. Между контрфорсами выведены каменные палатки для устройства ризницы, хранения свечей и др. церковных принадлежностей.
Ок. 1713 г. на средства киевского ген.-губернатора Д. М. Голицына в соборе был перестроен сев. придел вмц. Варвары, стены к-рого расписаны в 1818 г. Голицын заказал для Варваринского придела деревянный резной иконостас и деревянный балдахин над ракой с мощами вмц. Варвары. В 1877 г., при еп. Порфирии (Успенском), на средства московского купца В. Зенина был построен новый 3-ярусный позолоченный иконостас. В 1731 г., возможно на пожертвования имп. Петра I и его супруги Екатерины, с юж. стороны Михайловского собора симметрично Варваринскому был пристроен придел во имя вмц. Екатерины. В 3-ярусном иконостасе имелись иконы великомучениц Екатерины и Варвары в серебряных ризах. Для освещения собора между основным объемом и приделами были вырезаны широкие арки. В 1820 г. на средства иером. Иеронима стены Екатерининского придела были расписаны сценами из Апокалипсиса; в 1888 г. росписи «возобновлены».
В 1888 г. в Михайловском соборе была проведена масштабная реконструкция: по инициативе еп. Чигиринского Иеронима (Экземплярского) «возобновлены» нек-рые настенные росписи XVIII в., в основном объеме храма настелен дубовый паркет, а в алтаре и на солее - мраморный пол (вместо прежних чугунных плит), с зап. стороны сделаны пристройки для установки калориферного отопления, ко всем входам пристроены мраморные тамбуры. Для осмотра композиции «Евхаристия» были разобраны верхние ярусы 4-ярусного иконостаса (1718) и под рук. проф. А. В. Прахова отреставрированы древние фрески на предалтарных столпах. 4 дек. 1888 г. отремонтированный собор был освящен.
К кон. XIX в. над посеребренными царскими вратами Михайловского собора находилась икона Успения Пресв. Богородицы в сребропозлащенной ризе, украшенной 158 бриллиантами. Этот образ в 1860 г. пожертвовала в обитель киевлянка Львова. Среди др. чтимых икон в иконостасе имелись образ арх. Михаила (пожалован в 1817 имп. Александром I) в ризе «из чистого золота в виде триумфальной арки» с 2280 бриллиантами, 301 алмазом и проч.; икона свт. Николая Чудотворца в серебряной ризе и митре (пожертвована кн. Д. Л. Волконским). В соборе также почитались Новодворская икона Божией Матери в сребропозлащенной ризе и венцах, перед которой по субботам читался акафист (Киево-Златоверхо-Михайловский мон-рь. 1889. С. 95-97).
В 1713-1715 гг., при игум. Иоанникии (Сенютовиче), в К. З. м. была возведена (отчасти на монастырские средства, отчасти на пожертвования) каменная трапезная с ц. во имя ап. Иоанна Богослова. В 1848 г. купол был покрыт железом и позолочен; в 1888 и 1893 гг. храм отремонтирован. В 1785 г. митр. Киевский Самуил (Миславский) при деревянных кельях устроил ц. во имя свт. Николая Чудотворца (в 1832 перестроена). По инициативе еп. Чигиринского Аполлинария (Вигилянского) при каменном настоятельском корпусе была устроена и 7 окт. 1856 г. освящена одноименная крестовая церковь. В 1884 г. храм был перестроен и расширен, освящен придел в честь Преображения Господня. В среднее алтарное окно храма была вставлена ростовая икона свт. Николая Чудотворца, «мозаической работы из стекол, расписанных разноцветными красками» (Там же. С. 89, 104). В 1852-1858 гг. по инициативе еп. Аполлинария была построена 2-этажная странноприимница с каменной 2-ярусной ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Кипарисовые престол и жертвенник были привезены из Иерусалима.
При игум. Варлааме (Леницком) московским мастером Иваном Матвеевичем была возведена кирпичная 3-ярусная колокольня (1716-1720; в 1850 верх колокольни покрыт позолотой). К 1898 г. на ней находилось 12 колоколов. На 1-м ярусе располагались св. ворота, кельи, иконно-книжная лавка.
В сер. XVIII в. в К. З. м. была выстроена каменная ограда. В нач. 80-х гг. были построены каменные братские кельи, в 1800-1804 гг.- объединенные общей крышей (т. н. Варваринское отд-ние) просфорня и настоятельская кухня. В 20-х гг. XIX в. в К. З. м. возведены экономический и регентский корпуса, келарская палата, в 30-х гг.- просфорня, а также перестроена монастырская ограда, к-рая, как и трапезный храм, расписана фресками. В 1852-1856 гг. (по др. сведениям - в 1849-1852) по инициативе еп. Чигиринского Аполлинария (Вигилянского) были построены зап. полутораэтажный келейный корпус (Михайловское отделение), каменный (вместо деревянного) настоятельский корпус с Никольской ц.; в 1857-1858 гг. на месте деревянной возвели 2-этажную каменную гостиницу, к к-рой в 1883-1884 гг. был пристроен 3-этажный корпус. По инициативе еп. Чигиринского Порфирия (Успенского), возглавлявшего К. З. м. в 1865-1877 гг., было построено деревянное на каменном фундаменте здание монастырской больницы. В 90-х гг. XIX в. на месте сев. Варваринского отд-ния был сооружен 2-этажный кирпичный корпус, в 1907-1908 гг. выстроена 4-этажная монастырская гостиница, к-рая по размерам считалась 2-й в городе после лаврской. К нач. XX в. в обители находились также деревянная квасоварня, экономический двор с домом для эконома, его помощника и монастырских рабочих, с конюшней, амбарами, сараями, ледниками. По инициативе еп. Иеронима (Экземплярского) при К. З. м. открылись бесплатные школа церковного пения для подготовки псаломщиков и учителей пения и ежедневная читальня.
Главной монастырской святыней были перенесенные из К-поля мощи вмц. Варвары (Боплан. 2004. С. 149). Очевидно, на Русь они были привезены по просьбе одного из ближайших родственников кн. Святополка Изяславича. О многочисленных исцелениях от святыни известно из повести, написанной в 1669-1670 гг. игум. Феодосием (Сафоновичем). В 1644 г., при митр. Киевском Петре (Могиле), к мощам совершил паломничество канцлер Польского королевства Георгий Осолинский, получивший в дар часть перста десницы вмц. Варвары. Когда в 1650-1651 гг. Киев был захвачен лит. гетманом Янушем Радзивиллом, им были также взяты 2 частицы мощей святой. Одна частица находилась сначала у его жены Марии, дочери молдав. господаря Василия Лупу, затем хранилась в г. Каневе. По нек-рым сведениям, при поддержке гетмана И. С. Мазепы в нач. 90-х гг. XVII в. частицу мощей перенесли в батуринский Крупицкий во имя свт. Николая мон-рь, к-рый возглавлял игум. Димитрий (Савич (Туптало)). Др. частица была передана Виленскому католич. еп. Георгию Тышкевичу.
В 1701 г., следуя в Иерусалим через Киев, московский старообрядец Иоанн Лукьянов (Леонтий) так описывал визит в мон-рь: «В Верхнем городе церковь хороша - Михайла Златоверхова; в той церкве мощи св. великомученицы Варвары; а меня грешного Бог сподобил ея мощи лобзати» (Л[азаревск]ий А. Отрывки из путевых записок старца Леонтия // Черниговский листок. 1862. № 5. С. 38). Среди паломников к мощам были выходцы не только с Левобережной Украины, но и с Подляшья, Волыни, из Галиции, Подолии, Белоруссии, Литвы, России.
Первоначально мощи вмц. Варвары покоились в кипарисовом гробу, затем - в позолоченной раке из серебра, сделанной на средства гетмана Мазепы. По свидетельству архидиак. Павла Алеппского, рака стояла в соборе за левым клиросом. Над ней находилась сень с железной створчатой дверью. На средства статского советника Я. А. Шубского была поставлена новая деревянная резная позолоченная сень (1775), «поддерживаемая четырьмя ангелами». В 1847 г. с.-петербургский мастер Андреев на средства гр. А. А. Орловой-Чесменской изготовил новую позолоченную серебряную раку чеканной работы с сенью на 4 серебряных «тумбах» с рельефными изображениями ангелов. Купол сени украшали позолоченные фигуры 4 серафимов и 4 херувимов. Над ракой висели 9 лампад, одна из которых - золотая - пожертвована имп. Екатериной II. Киевский митр. Иоасаф (Кроковский) составил Акафист вмц. Варваре, к-рый читался перед ее мощами еженедельно по вторникам. В XIX в. существовала традиция 4 дек. торжественно обносить мощи вокруг собора. В 30-х гг. ХХ в. они были перенесены в Музейный городок в Киево-Печерском музее-заповеднике, в 1941-1944 гг. находились в Варваринских кельях обители, в 1944-1961 гг.- в Андреевской ц. К 2013 г. святыня хранится в киевском Владимирском соборе.
С сер. XIX в. в Екатерининском приделе, справа у юж. стены, находилась серебряная позолоченная рака с частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, вмч. Пантелеимона, сщмч. Харалампия, сщмч. Фоки, свт. Спиридона Тримифунтского, прп. Ефрема Сирина и др. В 1888 г. к верхней доске раки был припаян серебряный ковчежец с серебряным крестом и частицами мощей ап. Луки, сщмч. Анастасия, мучеников Артемия и Арефы, мц. Феклы, прп. Феофана Сигрианского.
В ризнице, располагавшейся в пристройке между контрфорсами Екатерининского придела, хранились золотая лампада с бриллиантовой и жемчужной кистями, пожалованная имп. Екатериной II, золотая с бриллиантами панагия еп. Чигиринского Афанасия (Протопопова), а также икона «Усечение главы вмц. Варвары» в сребропозлащенной ризе с венцом, украшенным жемчугом. Среди привесов к этой иконе - бриллиантовый перстень с вензелем имп. Александра I, пожертвованный гр. А. А. Аракчеевым, перстни и кольца с рубинами и бриллиантами цесаревны Анны Петровны, имп. Анны Иоанновны, имп. Екатерины II, кнг. Н. Б. Шереметевой (мон. Нектарии) и др.
В К. З. м. имелась б-ка, насчитывавшая к 1808 г. ок. 1 тыс. наименований. Половина значилась в разделе книг «славенских и российских», остальные были латинскими, польскими, частично греческими. В XVIII в. в б-ке также находилось ок. 100 рукописей. К кон. XIX в. собрание насчитывало ок. 3 тыс. томов, среди них - экземпляры из собрания митр. Иова (Борецкого).
В XVIII в. К. З. м. по статусу занимал 2-е место в Киевской епархии среди неставропигиальных обителей. 31 марта 1732 г. архиеп. Киевский Рафаил (Заборовский) сообщил в Синод, что в монастырях Киевской епархии, за исключением нежинского в честь Благовещения Пресв. Богородицы, нет архимандритии, и просил разрешения в К. З. м. «посвятить ко архимандрическому чину достойных и годных во архимандриты, в сослужение его преосвященству». От лица членов Синода архиеп. Новгородский и Великолукский Феофан (Прокопович) «доложил по данному вопросу» имп. Анне Иоанновне, которая выдала резолюцию: «Быть по прошению» (ПСПиР. 1890. Т. 7. С. 467).
К. З. м. возглавляли настоятели, впосл. ставшие архиереями: в 1697-1713 (?) гг. Захария (Корнилович), в 1716-1719 гг.- Варлаам (Леницкий), в 1737-1739 гг.- Амвросий (Дубневич), в 1739-1740 гг.- Тимофей (Щербацкий), до 1775 г.- Феоктист (Мочульский). Игумены и архимандриты К. З. м. заседали в Киевской духовной консистории. В 40-х гг. XVIII в. в обители проживало 45-50 чел., в 50-х гг.- ок. 60, в 70-х гг.- 35, в 80-х гг.- ок. 40 чел. Возраст большинства насельников от 30 до 50 лет. В 1773 г. в обители до 18% иноков были малограмотными и неграмотными. В XVIII в. несколько десятков монахов вызывались на различные послушания в Россию (в МДА, Кадетский корпус, Китайскую миссию, Александро-Невскую и Троице-Сергиеву лавры).
В 1786 г. К. З. м. перевели в 1-й класс со штатом 33 чел., содержание составляло 2317 р. 50 к. в год, но отобрали имения, оставив лишь двор и остров в Выгуровщине и двор на Подоле. Вскоре мон-рю вернули небольшие угодья: скотный двор и остров Обрубной с 3 озерами. К 1799 г. в К. З. м. проживало 18 иеромонахов, 9 иеродиаконов и 6 указных послушников.
Согласно указу Синода 1799 г., обитель стала местом пребывания викариев Киевской епархии, епископов Чигиринских. Часть владений была отведена К. З. м. как викариатские имения. По ходатайству 1-го настоятеля-викария еп. Феофана (Шиянова-Чернявского) мон-рю были отведены луг Корабица близ с. Козина (90 дес.), хутор Яровицы (Полатницкий) с садами и огородами (43 дес.), мельница в с. Мотовиловка с 11 дес. земли. В нач. 1802 г. еп. Феофан получил от властей викариатское имение в урочище Лазаревщина (131 дес. 207 кв. саж.). По его инициативе там были построены часовня, загородный архиерейский дом, 3 деревянных дома, в которых проживали 2 иеромонаха, иеродиакон и 3 послушника, устроена пасека (800 ульев), в саду посажены плодовые деревья, выкопаны пруды; 23 авг. 1803 г. митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) освятил храм в честь Чуда арх. Михаила в Хонех; в тот же день митр. Гавриил благословил называть Лазаревщину Феофанией в память о трудах викарного епископа (см. Киевский во имя вмч. Пантелеимона жен. мон-рь (Феофания)). К кон. XIX в. К. З. м. также владел хутором Выгуровщина со скотным двором (2 дес. 100 кв. саж.) и с сенокосным островом (206 дес. 1700 кв. саж.), хутором Яровицы (28 дес. 40 кв. саж.), бобрицкой мельницей (18 дес. 1200 кв. саж.) в 30 верстах от Киева, мельницей в с. Мотовиловка с хутором, лесом и сенокосом, Сераковским прудом, сдававшимся в аренду, рыболовным оз. Старик с хутором Стан (199 дес. 440 кв. саж.), усадьбой с домом на р. Лыбеди и сенокосными урочищами Голятское и Згонное (125 дес. 2265 кв. саж.). В 1807 г. К. З. м. располагал неокладной суммой 9317 р., в сер. 20-х гг. XIX в.- ок. 36 тыс. р.
В К. З. м. принял постриг Гервасий (Линцевский; впосл. епископ Переяславский), в 1750 г.- Амфилохий (Леонтович; впосл. епископ Переяславский), 21 июля 1835 г. рукоположен во иерея буд. Тверской и Кашинский архиеп. Евсевий (Ильинский); 19 дек. 1854 г. принял постриг, 8 дек. 1856 г. рукоположен во диакона, 10 мая 1860 г.- во иерея киевский старец Вонифатий (Виноградский); 10 февр. 1908 г. принял постриг и вскоре был рукоположен во диакона и иерея св. Макарий (Гневушев; впосл. епископ Орловский); 20 окт. 1908 г. принял постриг, 22 окт. возведен в сан архимандрита Павел (Преображенский; впосл. епископ Чигиринский), в 1919 г. принял постриг Евмений (Хорольский; впосл. архиепископ Житомирский). В обители проживали: после 1761 г.- филолог иером. Иаков (Блонницкий), составлявший лексиконы и грамматики церковнослав. языка, с 1813 г.- еп. Ириней (Фальковский), в 60-х гг. XIX в.- прп. Гавриил Афонский, с 1918 г.- иером. св. Дамаскин (Цедрик), служивший епархиальным миссионером. 18 июня 1909 г. К. З. м. посетили имп. Николай II Александрович и вел. кн. Михаил Александрович.
В 1918 г. храмы К. З. м. пострадали во время бомбардировки Киева армией М. А. Муравьёва. В 1919 г. в постройках мон-ря располагался Укрсовнархоз. В мае 1921 г. викарий Киевской епархии, еп. Звенигородский Алексий (Готовцев) был назначен настоятелем обители, помещения к-рой почти полностью занимали советские учреждения. С 1922 г. в кельях начали размещать студенческие общежития, трапезную использовали как студенческую столовую. В апр. 1922 г. еп. Алексий был арестован. 21-23 мая Киевский ревтрибунал приговорил еп. Алексия, наместника архим. Тихона, ризничего архим. Иннокентия к 5 годам принудительных работ, замененных домашним заключением. В ночь на 4 апр. 1923 г. еп. Алексий (Готовцев) вновь был арестован и выслан в Москву.
14 мая 1922 г. началось изъятие церковных ценностей из обители. Местонахождение мн. святынь обители, в т. ч. раки вмц. Варвары и серебряных врат иконостаса, неизвестно. Монастырское книжное собрание оказалось во Всенародной б-ке Украины при ВУАН (ныне Национальная б-ка Украины им. В. И. Вернадского). Нек-рое время Михайловский собор занимала община раскольнической «Деятельно-Христовой Церкви», которую возглавлял «епископ» Петр Тарнавский, совершавший в Михайловском соборе «хиротонии», в 1930 г.- община УАПЦ.
24 янв. 1934 г. XII съезд Коммунистической партии Украины и Всеукраинский ЦИК приняли решение о перенесении столицы из Харькова в Киев. На месте К. З. м. планировалось построить Правительственный центр. Против уничтожения обители выступили киевские и московские ученые. Летом 1934 г. перед уничтожением Михайловского собора сотрудники Ин-та материальной культуры УАН всего лишь за месяц произвели его обследование и вынуждены были принять решение, что храм как позднейшая барочная постройка не представляет исторической ценности. Весной 1935 г. с собора сняли купола, а 14 авг. 1937 г. его взорвали.
В 1941 г. К. З. м. был возрожден; под началом наместника архим. Еразма (Довбенко) в обители проживало 18 насельников. С кон. дек. 1941 г. в Иоанно-Богословской ц. совершал архиерейские богослужения еп. Пантелеимон (Рудык), временно управлявший Киевской епархией. После освобождения Киева от фашистских захватчиков в 1945 г. в обители предполагалось открытие пастырско-богословских курсов. 8 февр. 1947 г. помещение монастырской трапезной было предоставлено Киевской ДС. Но в 1949 г. мон-рь был закрыт, келейный корпус передан организации «Заготзерно», в трапезной Иоанно-Богословской ц. разместился спортзал.
В 1963 г. здание Иоанно-Богословской ц. получило статус архитектурного памятника УССР, в 1976-1981 гг. реставрировалось. В 1991 г. храм был передан в пользование общине неканонической УАПЦ. С 1998 г. по указу Президента Украины (1996) корпорация «Укрреставрация» воссоздавала постройки на старой монастырской территории в формах укр. барокко. К нач. XXI в. возведены Михайловский собор (2000), колокольня, Экономические ворота, реконструированы Михайловская пл. и келейный корпус. В 2013 г. здания К. З. м. занимает община неканоничной УПЦ Киевского Патриархата, в Варваринском корпусе размещена т. н. Киевская православная богословская академия.
Археологические исследования 1996-1999 гг. показали, что территория мон-ря в кон. X - нач. XI в. была занята cначала курганным языческим, а затем христианским могильником. В сер. XI в. могильник сменила монастырская и жилая застройка. О количестве монастырей в этом районе и об истории их взаимоотношений ведутся дискуссии. Ок. 1051 г. вел. кн. Изяслав (Димитрий) Ярославич возвел здесь патрональный Димитриевский монастырь с одноименным собором. Высказывалось предположение, что Димитриевский собор был позднее переименован в Михайловский Златоверхий (Каргер. 1951. С. 266). Гипотеза о тождестве Димитриевского и Михайловского Златоверхого храмов была опровергнута в 1961 г. в работе Ю. С. Асеева на основании «сопоставления данных стилистического и технологического анализов мозаик и фресок, приемов строительной техники и архитектуры» (Асеев. 1961) с учетом выявленного исследователем в архиве Одесского краеведческого музея плана Димитриевского храма (снят в ходе работ 1838 г. архит. М. А. Щуруповым) и археологических наблюдений 1940 г., зафиксировавших остатки этого храма (ул. Трёхсвятительская, 4).
Вероятно, К. З. м. принадлежала надвратная церковь 90-х гг. XII в., открытая при раскопках Г. Ю. Ивакина в 1999 г. По технике строительства и стилю архитектуры ее связывают со школой архит. Петра Милонега. Постройка представляла собой небольшую надвратную церковь с одной апсидой, ориентированной перпендикулярно проезду на юго-восток и отходящей от вост. пилона. Внешние размеры здания (без пилястр): длина 9,23 м, ширина 11,22 м; внутренняя ширина апсиды 2,67 м, диаметр 2,69 м.
«Повесть временных лет» под 1108 г. сообщает, что «церковь святаго Михаила, Золотоверхая» была заложена 11 июля вел. кн. Святополком (Михаилом) Изяславичем (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 259). Указание на то, что скончавшегося 16 апр. 1113 г. князя погребли в стенах построенной им церкви (Там же. Стб. 275), свидетельствует, что храм к этому времени был уже возведен и, возможно, полностью или частично расписан. Согласно Ипатьевской летописи, здесь же были похоронены Святополк (1190) и Глеб (1195) Юрьевичи - т. о., К. З. м. был родовым для потомков Святополка. Перед работами по созданию собора жилая застройка была снесена, площадка тщательно распланирована, в некоторых местах был подсыпан грунт (более 0,5 м), под которым оказались более древние языческие погребения.
До уничтожения собора в 1937 г. И. В. Моргилевский провел нек-рые исследования и сделал обмеры здания. В 1938, 1940, 1948, 1949 гг. на территории мон-ря вел раскопки М. К. Каргер. В 1992-1999 гг. проведены исследования (с 1992 - В. А. Харламов, с 1996 - Ивакин) остатков храма для его воссоздания в формах XVIII в. (архит. Ю. Г. Лосицкий). В 1997-1999 гг. собор отстроен заново.
Первоначальное ядро собора представляло собой типичный крестовокупольный в плане одноглавый храм - трехнефный, 6-столпный, с ясно выраженным нартексом, в сев. части к-рого находилась винтовая лестница на П-образные хоры. Купола над лестничной башней, вероятнее всего, не было. Длина постройки 28,8 м, ширина (по оси подкупольного квадрата) 18,79 м, а по зап. стене 18,86 м. Размеры подкупольного квадрата по оси «восток-запад» - 6,78-6,82 м, по оси «север-юг» - 6,43-6,46 м. Собор построен в смешанной технике кладки (opus mixtum) из большеформатной плинфы (27-29 × 34-38 × 4-4,5 см) и бутового камня со скрытым рядом.
В алтарной части храма находился синтрон из плинфы шириной 0,85 м с выступом для владычного места. Внешняя часть синтрона покрыта тщательно заглаженной цемяночной затиркой. В центре апсиды - прямоугольный алтарь (1,48×1,88 м), также из плинфы. Новые исследования показали, что апсиды собора не были гранеными, их фасады расчленены тонкими полуколонками диаметром 20 см. Центральная апсида имела 4, а боковые - по 3 полуколонки. Между ними с высоты 4-го ряда кладки шли уступчатые ниши. Фасады завершались равновысокими закомарами. В тимпанах боковых фасадов размещалось по 3 двухступенчатых ниши. Под окнами 2-го яруса проходил меандровый фриз из плинфы, ниже - пояс декоративных плоских ниш. Барабан купола имел 12 окон, над которыми находился пояс меандра, выше - декоративные ниши. На фасадах была применена структурная система членений (в соответствии с внутренней планировкой храма), в к-рой чувствуется рафинированность стиля.
Вскоре после завершения основного объема собора у его юго-западного угла была возведена небольшая церковь (придел Входа Господня в Иерусалим - в XVI-XVII вв.). Это был 4-столпный одноглавый храм (10,8×8,6 м) с 3 апсидами (радиус центральной апсиды - 1,6 м, боковых - по 0,6 м). Считалось, что его построила кнг. Ирина ок. 1470 г. Характер конструкции и малая мощность фундамента указывают на то, что храм был одноярусным - не выше линии хор собора.
Тогда же с севера и запада были пристроены притворы, перекрытые сводами 3-лопастной формы; все они выполнены из тех же материалов и с такими же технологическими приемами, что и основное ядро храма, но перекрывали его фасады, расписанные к тому времени.
Планировочная структура храма следовала схеме Успенского собора Печерского мон-ря. Отдельные элементы архитектуры восходят к более ранним постройкам. Напр., пары небольших декоративных ниш в уровне сводов под хорами, устроенные над нижними окнами, повторяют формы зап. фасада черниговского Спасского собора (ок. 1036). Построение 3-частных групп окон, или декоративных ниш, является доказательством визант. происхождения архитектурного облика собора. Эти мотивы тройного проема были характерны для к-польской архитектуры.
Об упомянутом в летописи позолоченном верхе собора сообщали авторы XVI в. (напр., М. Груневег писал, что главный купол «имеет яркую позолоту, но края крыши вокруг свинцовые» (Iсаєвич Я. Д. Нове джерело про iсторичну топографiю та архiтектурнi пам'ятки стародавнього Києва // Киïвська Русь: культура, традицiï. К., 1982. С. 113-128)).
Собор имел богатое внутреннее убранство, его интерьер выдержан в характерном для ХI в. торжественном и монументальном стиле. Центральная апсида была украшена мозаиками, остальная часть храма расписана фресками. Пол выложен шиферными плитами, инкрустированными мозаикой, и разнообразными цветными поливными плитками. Три резные плиты из овручского шифера с изображением св. всадников, которые часто называют «михайловскими», найдены вне Михайловского собора и относятся к украшениям Димитриевского.
Работы по созданию монументальной декорации храма были завершены к 1113 г. От древнего убранства сохранилось всего неск. фрагментов. Перед уничтожением собора, в 1935-1936 гг., часть мозаик и фресок (общая площадь 45 кв. м) была снята со стен профессором мозаичной мастерской Ленинградской АХ В. А. Фроловым и реставратором П. И. Юкиным (в XX в. хранились в Национальном заповеднике «София Киевская», ГТГ, ГИМ, ГРМ, ГЭ, НГОМЗ). Мозаики «Евхаристия», «Архидиак. Стефан» и «Архидиак. Фаддей», фресковые изображения арх. Гавриила и Пресв. Богородицы из композиции «Благовещение» находятся в Софийском соборе Киева, мозаичное изображение «Св. Димитрий Солунский» и еще 4 фрагмента - в ГТГ, верхняя часть фрески «Св. Самуил» - в ГРМ. В 2004 и 2008 гг. 11 фрагментов фресок из ГЭ были переданы на хранение на Украину. В настоящее время они экспонируются в музее истории Михайловского собора.
Описание живописи, составленное архидиак. Павлом Алеппским, сыном Антиохийского патриарха Макария, в сер. XVII в. прибывшего в Москву, и сохранившиеся фрагменты росписи позволяют представить систему декорации храма. В алтаре находилось изображение Богоматери «Оранта»; под ним располагалась композиция «Евхаристия», центральная часть которой сохранилась (экспонируется на хорах Софийского собора в Киеве); ниже шел фриз ростовых фигур св. отцов (не сохр.). По описанию архидиак. Павла, алтарь Михайловского собора «…похож на алтарь Св. Софии и монастыря Печерского… На передней (восточной) его стороне есть изображение Владычицы, стоящей, воздев свои пречистые руки с открытыми дланями, из позолоченной мозаики… также изображение Господа, который подает своим ученикам, стоящим с обеих сторон, хлеб и кровь божественные… Под ними кругом изображения архиереев - все из мозаики» (Павел Алеппский. Путешествие. 1897. Вып. 2. С. 73). Роспись собора К. З. м. не только имела очевидное сходство с декорацией алтаря Софийского собора, но и обладала иконографическим, композиционным и стилистическим своеобразием. Композиция «Причащение апостолов», занимавшая апсиду и стены вимы, помимо 12 апостолов, направлявшихся к Спасителю, включала 8 апостолов из числа 70, представленных фронтально (сохр. только изображение ап. Фаддея). В том же регистре, на лопатках вост. столбов, обращенных в алтарь, были помещены друг против друга вмч. Димитрий Солунский и архидиак. Стефан. Такое подчеркнутое выделение образа вмч. Димитрия связывается с патрональным характером образа святого, соименного отцу заказчика - вел. кн. Изяславу (Димитрию). Др. особенностью программы декорации собора являлось изображение 2 столпников на зап. гранях тех же лопаток ярусом выше. Их фигуры фланкировали пространство алтаря, подчеркивая высокое значение монашеского образа жизни. По всей видимости, мозаикой был украшен только центральный алтарь собора. В отличие от собора Софии Киевской, где мозаика покрывала в т. ч. зап. грани вост. столбов, в соборе К. З. м. фигуры арх. Гавриила и Пресв. Богородицы из композиции «Благовещение» были выполнены в технике фрески. Под ними располагались фронтальные фигуры пророков Захарии и Самуила, ниже - святителей. Над «Благовещением», на склонах подпружных арок, так же как в Софийском соборе, помещались медальоны с изображениями 40 Севастийских мучеников. От росписи купола и сводов не дошло достоверных фрагментов, поэтому судить о ее программе можно только по аналогии с др. памятниками.
При иконографическом сходстве сцен «Причащение апостолов» в соборе Софии Киевской и в соборе К. З. м. отмечаются их композиционные и стилистические особенности. Так, надпись, сопровождающая композицию в соборе К. З. м., выполнена по-славянски. Образ Иисуса Христа отличается мягкостью. Он обращен к приступающим к Нему апостолам. Апостолы представлены в разнообразных поворотах относительно друг друга; их жесты нюансированы, а индивидуально трактованные образы отличаются не только портретными типами, но и характером. Пропорции чуть вытянуты, движения складок одежд изящны, позы сдержанны, но динамичны, лики отмечены глубоким размышлением, красотой и благородством. Богатую цветовую гамму мозаик образуют переливающиеся цветные линии и пятна, отсвечивающие дополнительными тонами, контурные линии, выполненные коричневой, черной и красной смальтой, придающие естественность формам. Живописные приемы позволяют художникам добиться почти реалистической достоверности в передаче живого блеска глаз, теплоты телесного тона, фактуры тонких струящихся тканей. Живопись собора К. З. м., стоящая в одном ряду с такими ансамблями 2-й пол. XI - нач. XII в., как мозаики кафоликона мон-ря Неа-Мони (1042-1056), нартекса ц. Успения Пресв. Богородицы в Никее (1067), ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Дафни (ок. 1100), принадлежит к традиции столичного, к-польского искусства, памятники которого получили распространение на большом географическом пространстве.